- (Обновлено: ) Евгений Аралов
Поисковые системы уже несколько лет ведут активную борьбу с SEO-ссылками. В 2012 году Google выкатил алгоритм Пингвин, и вот через 3 года Яндекс запускает похожий алгоритм Минусинск.
Об этих ссылочных фильтрах мы будем много говорить, спорить и размышлять на встрече SEMPRO.club в Одессе – присоединяйтесь и вы.
А в этой статье я постараюсь сравнить эти два алгоритма, подробно разберу Минусинск и дам практические рекомендации по выходу из-под ссылочных санкций.
Итак, обе поисковые системы борются с ссылками, которые размещаются для манипулирования результатами поиска, т.е. ставятся только для влияния на поиск. Такие ссылки Яндекс называет SEO-ссылками.
Тут надо сказать, что Google делает упор на любые ссылки, направленные на изменение PR (платные, различные схемы обмена, форумы и т.д.), а Яндекс в первую очередь борется с покупкой ссылок как таковой.
Вот что говорится в справке Google:
Ссылки, предназначенные для изменения показателя PageRank или позиции сайта в результатах поиска Google, могут считаться частью схемы обмена ссылками и нарушением рекомендаций Google для веб-мастеров. К ним могут относиться как входящие, так и исходящие ссылки.
Так, например, Google совсем недавно наложил ручные санкции на сервис, в который GoogleCapital инвестировал 100 млн, за то, что тот просил пользователей поставить анкорную ссылку на свой сайт – https://goo.gl/H96SVv.
Конечно, это единичные случаи, и на практике санкции накладываются именно за покупку ссылок, но при наращивании ссылок нужно учитывать, что Google может наложить санкции не только за покупные ссылки.
Яндекс же пока делает упор именно на покупные ссылки с бирж. Вот, что сказано на блоге для вебмастеров Яндекс:
…новый алгоритм будет раскатываться постепенно и коснется в первую очередь сайтов, которые занимаются закупкой ссылок давно и в больших масштабах.
https://webmaster.ya.ru/replies.xml?item_no=20143
Исходя из итогов первой волны Минусинска, очевидно, что алгоритм направлен на борьбу с биржами.
Рассмотрим алгоритмы Минусинск и Пингвин более подробно.
Минусинск
Об алгоритме впервые заявил Александр Садовский на неделе байнета в Минске. Сразу после объявления вебмастерам, злоупотребляющим покупкой ссылок, было выслано сообщение с предупреждением (всего разослано около 9000 сообщений).
Алгоритм итерационный – при каждой итерации будет понижаться количество допустимых SEO-ссылок, ведущих на сайт.
SEO-ссылка определяется на основе обновленного мадридского доклада, который был анонсирован в 2009 году. Подробнее…
Основные метрики определения SEO-ссылки (SEOlink):
- SEOtext – насколько текст ссылки коммерчески интересен;
- SEOin – вероятность того, что документ продвигается с помощью SEO-ссылок;
- SEOout – вероятность того, что документ продает ссылки. Если с сайта идут разнотематичные ссылки с коммерческим анкором, имеющие неестественное расположение (шаблоны) и т.д., то вероятность высока.
SEOin вычисляется в зависимости от SEOout.
Исходя из этого, нужно сразу сказать, что если у ссылки высокий SEOout, то смена анкора с коммерческого на некоммерческий не поможет, т.к. донор уже определен как продающий ссылки. Даже если у сайта уже большое количество купленных безанкорных ссылок, это все равно не спасает от санкций (пример рассмотрим ниже).
Кроме того, если вы ставите ссылку на новый, не заспамленный ресурс с низким SEOout, это не значит, что со временем донор не начнет продавать ссылки и SEOout не повысится.
После того как определены SEO-ссылки, определяются следующие показатели: их абсолютное количество, возраст ссылок и отношение SEO-ссылок к естественным ссылкам.
Так, например, по словам Александра Садовского:
Если на небольшом сайте с общим невысоким количеством ссылок насчитывается 66% платных ссылок и 33% естественных, он не будет понижен в выдаче, из-за общего небольшого числа покупных ссылок. Крупный и авторитетный сайт с 10 000 покупных ссылок и 100 000 естественных ссылок также не будет понижен в результатах, поскольку для него процент платных ссылок тоже будет низким.
Первая итерация Минусинска была запущена 15 мая 2015 года, вторая волна первой итерации была 27 мая. Всего пострадало около 700 сайтов. Просадка на 15-20 пунктов, просаживается весь сайт с поддоменами.
В основном пострадали коммерческие сайты со следующими показателями ссылочного профиля (по материалам исследования Сергея Кокшарова):
— Большое количество ссылок (более 1000):
При следующей итерации, скорее всего, этот порог будет уменьшен
— Малое количество страниц, на которые идут ссылки:
— Большое количество анкорных ссылок:
— Уклон на коммерческий анкор:
Типичный анкор-лист пострадавших сайтов
— Большая часть явно покупных ссылок:
Типичный вид ссылок
— Как мы говорили выше, есть сайты, попавшие под санкции с псевдоестественным ссылочным профилем.
Пример такого сайта – showrooms.ru:
На первый взгляд анкор-лист достаточно естественный: большая доля приходится на безанкор, а остальные анкоры достаточно разнообразны, но если посмотреть на ссылки, то станет сразу понятно, что они покупные:
Как диагностировать наложение фильтра:
— Проверьте, совпадает ли дата просадки с запуском алгоритма (можно использовать бесплатный инструмент «Диагностика санкций» или смотреть самостоятеьно историю алгоритмов Яндекса тут);
— Позиции просели на 15-20 пунктов;
— Если два пункта подтверждаются – пишите в саппорт Яндекса, они подтверждают наложение санкций.
Что делать, если вы попали под Минусинск
Сразу нужно отметить, что когда и при каких обстоятельствах снимается фильтр, пока не известно, но можно однозначно сказать, что ссылки нужно снимать.
Итак, прежде всего, необходимо:
1. Снимать все SEO-ссылки.
2. Отказаться от дальнейшей закупки ссылок.
3. Наращивать естественную ссылочную массу.
Как не попасть под Минусинск:
— Выгрузите все ссылки из Яндекс. Вебмастер и ссылочных бирж;
— Сравните два списка. SEO-ссылок должно быть не более 500 шт. и не более 40% от общей ссылочной массы. Если показатели превышены, ссылки нужно однозначно снимать.
Снимайте ссылки с доноров, у которых количество исходящих превосходит входящие, ссылки с нетематических документов и со страниц с низким трафиком.
Пингвин
Первый раз запущен в апреле 2012 года, выкатывается несколько раз в год, последнее официальное обновление было 17 октября 2014 года. Обычно влияет на 2-5% запросов. Подробностей алгоритма представители Google, в отличие от Яндекс, не раскрывают.
Про Пингвин написано много статей, в том числе и на нашем блоге:
- Подробная инструкция по выводу сайта из-под Пингвина
- Кейс по снятию ручных санкций
- Инструкции по чистке ссылочной массы
- Видеозапись мастер-класса по лечению сайта от Пингвина
По этой причине в данной статье я ограничусь сравнением Минусинска с Пингвином.
В 2014 году Елена Камская проводила исследование сайтов, пострадавших от ссылочных санкций Google. Опираясь на это исследование, можно выделить общие черты Пингвина с Минусинском.
Итак, обычно от Пингвина страдают сайты, имеющие следующий ссылочный профиль:
- большое количество коммерческих фраз
- наличие неестественных конструкций в анкорах
- большая доля покупных ссылок
- ссылки ведут только на продвигаемые страницы
- более 80% доноров с большим SEOout
- нетематичные доноры с низким трафиком
Как видно, ссылочный профиль сайтов, попавших под санкции обоих поисковиков, очень похож.
Это доказывает то, что если ваш сайт попал под Пингвин, то, скорее всего, он скоро попадет и под Минусинск, и наоборот.
Однако реалии таковы: если сайт уходит под санкции за ссылки в одном поисковике, не обязательно накладываются санкции в другом, а работы по выводу из-под фильтра одного поисковика могут привести к потере позиций в другом.
В случае если сайт уходит под Пингвин, достаточно добавить ненужные ссылки в сервис отклонения disavow, и это никак не отразится на позициях в Яндекс. К сожалению, у Яндекс такого инструмента нет.
Таким образом, если сайт попал под Минусинск, и вы не готовы рисковать трафиком из Google, мы рекомендуем занять выжидательную позицию – ждать, когда появятся кейсы выхода из-под Минусинска. После этого станет возможным оценить сроки выхода и выбрать оптимальную стратегию выхода из-под санкций с минимальными потерями для бизнеса.
Итак, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Сейчас для успешного продвижения в Google и Яндекс необходимо выбрать методы, которые должны быть нацелены на увеличение реальной, естественной ссылочной массы. Одним из таких методов может быть крауд-маркетинг, подробнее о нем вы можете почитать в следующих публикациях:
- Рекомендации по крауд-маркетингу: как получать безопасные ссылки
- Крауд-маркетинг. Как наращивать ссылки в эпоху тотальной борьбы поисковиков c линкоторговлей
Конечно, сегодня все еще можно закупать ссылки на биржах, и закупка может принести свои результаты, однако они будут краткосрочные и как минимум будут наложены санкции со стороны одного из поисковиков.
Еще по теме:
- Как выйти из-под фильтра за переоптимизацию? Два реальных кейса
- Алгоритм Баден-Баден. Рабочий метод самостоятельной диагностики текстовых санкций Яндекса
- Фильтр аффилирования: как определить и что делать
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
MadFox
-
Pavel
-
jkeks
-
Сергей Нижегородцев
-
istihosting
-
Юлия
-
NeitON