- (Обновлено: ) Андрей Д.
В последнее время всё чаще возникают вопросы о том, почему постоянно «скачет» выдача. Почему отличаются позиции сайта в реальной выдаче и в сервисах для съёма позиций? Почему на двух соседних компьютерах выдача может отличаться? Ответы на эти вопросы мы дадим в этой статье.
Мы рассмотрим 2 основные поисковые системы в СНГ-сегменте — Яндекс и Google.
Почему нестабильны позиции в Яндексе?
Непостоянство позиций в Яндексе связано с двумя факторами:
1. Персонализация результатов поиска для каждого пользователя + геозависимость
Если вы видите свой сайт на 5 позиции, а ваш коллега за соседним столом в этот же момент видит сайт на 9 позиции, это персонализация выдачи.
Ещё больше позиции могут отличаться у пользователей, которые находятся в разных городах (по геозависимым запросам). Если владелец сайта находится в Москве, а оптимизатор — в Долгопрудном, то по одному и тому же запросу они одновременно могут видеть совершенно разную выдачу.
2. Рандомизация результатов поиска («Многорукий бандит»)
Если в 10 часов утра вы видите свой сайт на 5 позиции, а в 12 дня на 9 — это «Многорукий бандит» (рандомизирующий алгоритм).
На момент запуска «Бандит» перемешивал выдачу сугубо во время апдейтов: после одного апдейта сайт мог вылететь из ТОПа, после следующего вернуться в ТОП, а затем снова вылететь и т. д. Со временем скачки участились — позиции начали меняться независимо от апдейтов раз в 2-3 дня, а после — ежедневно. Сейчас по многим запросам выдача меняется постоянно в течение дня, то есть в живом режиме.
Рассмотрим подробнее каждую из причин.
Персонализированная выдача
Изучая местоположение и поведение своих пользователей, Яндекс старается сделать выдачу для каждого пользователя максимально точной. При формировании персонализированной выдачи Яндекс отслеживает следующие параметры:
- Геозависимость — Яндекс учитывает местоположение своего пользователя;
- История запросов — ваша история запросов влияет на ранжирование в Яндексе. В некоторых случаях достаточно нескольких запросов, чтобы выдача начала формироваться по-другому;
- История переходов — сайты, на которые вы чаще всего заходите из Яндекса, также могут влиять на ранжирование.
В результате два пользователя с разными интересами по одному и тому же запросу могут видеть разные результаты поиска.
Как определить, что выдача по запросу персонализирована?
Если ваша выдача не совпадает с выдачей по тому же запросу за соседним компьютером, скорее всего, у вас персонализированная выдача. Это можно проверить в настройках результатов поиска.
Галочки, которые стоят в меню «Персональный поиск», говорят о том, что сейчас включена персонализированная выдача.
Как убрать персонализацию в своём поиске?
Для начала нужно убрать галочки в настройках «Персонального поиска», но даже так выдача будет формироваться с учётом вашего местоположения.
Самый надёжный способ — замерять позиции в режиме «Инкогнито», предварительно указав интересующий регион в настройках.
Как включить режим инкогнито?
Браузеры Chrome и Opera – Ctrl + Shift + N
Браузеры FireFox и Internet Explorer – Ctrl + Shift + P
Итог
Персонализированная выдача делает выдачу уникальной для каждого пользователя Яндекса. Иногда возникают ситуации, когда пользователь замеряет позиции в сервисе для съёма позиций и сравнивает их с нынешними у себя в компьютере, и они отличаются. Это последствие персонализированной выдачи. Выдача может отличаться у людей за двумя соседними компьютерами, так как она формируется из персональных предпочтений пользователя.
Детальнее о персонализированной выдаче можно узнать на сайте Яндекса:
Запуск персонализированной выдачи в Яндексе — платформа «Калининград»;
Улучшение персонализированной выдачи — алгоритм «Дублин»;
Поиск с учётом региона.
Также рекомендуем интервью с Денисом Рогачевским (менеджер поисковых проектов Яндекса):
«Многорукий бандит»
«Многорукий бандит» — это специальный алгоритм, который рандомно подмешивает в ТОП новые сайты, чтобы дать им возможность накопить ПФ. Впервые действие алгоритма было отмечено оптимизаторами летом 2015 года.
Если позиции вашего старого и трастового сайта, который годами стабильно держался в ТОПе, со второй половины 2015 года начали рандомно меняться, скорее всего, вы стали жертвой «Многорукого бандита».
Пример:
На скриншоте показаны скачки по 3 запросам, которые изначально находились в ТОПе, но попали под влияние «Многорукого бандита», и их позиции начали скакать. Такие скачки длились 4 месяца.
Как определить «Многорукого бандита»?
Если позиции вашего сайта начинают скакать между апдейтами, то, скорее всего, вы попали под влияние алгоритма. Более того, выдача может меняться и в течение дня. Это может привести к тому, что позиции, снятые в 9:00 и в 10:00 того же дня, могут не совпадать.
Что делать?
Если ваш сайт попал под влияние «многоруких», то вам остаётся только ждать. Со временем позиции должны вернуться.
Итог
Из-за «Многорукого бандита» выдача может обновляться постоянно, а не только в период апдейтов. В результате ваш сайт в течение дня может занимать разные позиции по одному и тому же запросу.
Детальнее об алгоритме «Многорукий бандит» можно узнать из блога и доклада Яндекса:
Тестирование нового подхода к определению релевантности документов;
Доклад — «Gathering Additional Feedback on Search Results by Multi-Armed Bandits with Respect to Production Ranking».
Также рекомендуем ознакомиться с видео по этой теме от Екатерины Гладких (Яндекс) «Практика детерминированного хаоса»:
Итог по Яндексу
Выдача в Яндексе у разных пользователей может отличаться, а также меняться в течение дня. Иногда это очень сильно влияет на поисковый трафик. Если позиции и трафик вашего сайта в Яндексе постоянно скачут, нужно немедленно определить причину происходящего — из-за общей нестабильности выдачи есть риски не заметить тревожных симптомов фильтров и санкций. Вы можете диагностировать причины скачков самостоятельно по этой инструкции или обратиться к нам, заполнив форму «Записаться к SEO-доктору».
Почему меняется выдача Google?
Выдача Google также может меняться и отличаться от той, которую вам показывает сервис для съёма позиций или соседний компьютер. Причина в том, что Google, как и Яндекс, использует персонализированную выдачу, запущенную в 2009 году. Информацию об этом представители Google разместили в своём блоге.
Как это работает?
С тех пор алгоритм развивался, стал сложнее и начал учитывать новые данные. При формировании выдачи Google учитывает, вошли вы в аккаунт Google или нет. Если вы вошли в аккаунт, то будут учитываться следующие показатели:
- Местоположение — где вы сейчас находитесь;
- Устройство, с которого вы заходите – это может быть смартфон или планшет, выдача у них будет разной;
- История поиска — будет учитывать историю поиска и то, на что вы кликали в результатах выдачи;
- Google Calendar — если вы пользуетесь календарём, та данные в нём могут также влиять на выдачу. К примеру, если у вас в календаре запланирован авиарейс, то при поиске номера рейса будет высвечиваться информация о запланированном рейсе;
- Google+ — в результатах выдачи могут отображаться публикации друзей из Google+, чаще всего они будут в выдаче внизу, но в некоторых случаях могут быть и выше;
- История визитов — если вы часто посещаете один и тот же сайт, он может подмешиваться в выдачу и ранжироваться выше;
- Закладки — сайты, добавленные в закладки, также могут учитываться при формировании выдачи.
При формировании выдачи Google без входа в аккаунт Google будут учитываться местоположение, устройство, история поиска и история визитов.
Как определить, персонализирована ли ваша выдача в Google?
Определить персонализацию выдачи можно примерно так же, как и в Яндексе. В настройках поиска Google есть кнопка в правом нижнем углу.
Нужно найти пункт «Персональные результаты».
Детальнее о персонализированной выдаче Google:
Для ознакомления рекомендуем статью Рэнда Фишкина «Elements of Personalization & How to Perform Better in Personalized Search» и видео на ту же тему:
Постскриптум
Нестабильность выдачи в Яндексе и Google усложняет жизнь как оптимизаторам, так и владельцам сайтов. Но нужно понимать, что для разработчиков алгоритмов в приоритете всегда интересы пользователей. Если вы всё ещё делаете ставку на позиции, пора оставить надежды на то, что всё стабилизируется, и начать приспосабливаться к действительности. О том, как это сделать, мы расскажем в следующих статьях.
Не подумайте, что больше не нужно проверять позиции сайта. Чтобы держать руку на пульсе и вовремя замечать тенденции к снижению или росту, позиции нужно обязательно проверять. Просто раньше это достаточно было делать после апдейтов или раз в неделю, сейчас же стоит мониторить выдачу ежедневно.
Еще по теме:
- Влияние уникальности контента на ранжирование и её важность для SEO
- Как найти новые точки роста поискового трафика
- Запись и текст вебинара: Как проанализировать сайты конкурентов
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
Stan Tratsevskyi
-
Degtyarev
-
-
Cергей Нижегородцев
-
Dmitry Sibilov