- (Обновлено: ) Александр Я.
Вы заметили, что позиции сайта резко просели, а когда написали в поддержку Яндекса, то получили ответ:
«Проверив Ваш сайт, наши алгоритмы нашли страницы, содержащие списки поисковых запросов, то есть фрагменты текста, предназначенные не для пользователей, а исключительно для продвижения сайта в поисковых системах».
или
Пытались на платной основе добавить сайт в Яндекс.Каталог, но сайт не приняли и прислали ответ:
«По оценке редакторов, на сайте используются приёмы, рассчитанные не на чтение людьми, а на поисковых роботов. Фактически, это является несоответствием пункту 5 Требований (поисковый спам). Мы не готовы рекомендовать сайт в его нынешнем виде пользователям каталога».
В любом случае теперь вы знаете, что на сайте есть поисковый спам, и, чтобы развиваться дальше, нужно провести полный аудит, найти и удалить признаки нарушений.
Но вот где его искать и как устранить все признаки переоптимизации? Этот вопрос нередко ставит в тупик даже опытных оптимизаторов и приводит к многомесячной переписке с регулярными ответами от Платона Щукина: «Причина, по которой Ваш сайт был понижен в результатах поиска, еще не устранена».
Проводя аудиты, мы нередко сталкиваемся с подобными ситуациями, и решили поделиться своим опытом выявления поискового спама на сайте. Каждый случай индивидуален и перечислить все возможные признаки и их сочетания не получится. Я расскажу о наиболее распространенных.
Для начала предлагаю еще раз взглянуть на выделенные фрагменты ответов техподдержки Яндекса. В обоих случаях речь идет о текстах или приемах, которые рассчитаны не на пользователей, а на роботов поисковых систем. Запомним это и приступим.
Содержание текста
Приведу сразу пример:
Итог:
Рубашка женская, из коллекции женской одежды, очень женственная – это женская рубашка. И еще очень ценное замечание о том, что она будет удобна в комплекте с брюками или юбкой.
Да, действительно, без брюк или юбки как-то неудобно получится 😉 .
Поисковый спам – это не только процент вхождений ключевого слова в текст. Неестественные словосочетания и конструкции предложений – это тоже поисковый спам, который вычисляется алгоритмами поисковых систем, а тем более при ручной модерации сайта.
Оформление текста
Теперь я хочу обратить Ваше внимание на выделенные слова на скриншоте выше: «рубашка женская», «рубашка», «женская рубашка». Владельцы сайта думают, что посетители забыли, на какой странице находятся, и им нужно три раза в одном абзаце напомнить, что они ищут именно женскую рубашку? Понятно, что такие фразы рассчитаны не на пользователей, а на искусственное увеличение релевантности страницы – поисковый спам.
Внутренние ссылки
Вспомним, о чем говорили вначале – все, что создается на сайте, должно быть ориентировано на пользователей. Это необходимо учитывать, делая и внутреннюю перелинковку страниц. В противном случае вы рискуете попасть под фильтр.
Чаще всего встречаются:
— ссылки со спамными анкорами. Например, «купить плиту в Воронеже недорого». Пользователь и так знает, что он находится в Воронеже и зашел на воронежский сайт. И, наверное, сам может решить, дорого это ему или нет. Понятно, что такие ссылки рассчитаны на поисковых роботов.
— еще одна распространенная ошибка – ссылки на главную страницу с ключевым словом в анкоре:
Ссылки на сайте обычно ведут на внутренние уточняющие страницы, где размещена более подробная информация об услуге или товаре. Ссылка на главную страницу с анкором «организация праздников Санкт-Петербург» может расцениваться как попытка искусственно увеличить вес главной страницы по этому запросу. Подобные ссылки могут встречаться как в контенте страницы, так и в шаблонной части сайта.
Метатеги
Подготавливая заголовки и описания для своих страниц, учитывайте, что они должны быть написаны человеческим языком и легко читаться. Заголовки с перечнем ключевых слов или включающие спамные конструкции рано или поздно могут стать причиной санкций со стороны поисковых систем.
Заполняя метатег keywords не стоит вставлять в него 20-30 ключевых фраз. Достаточно будет 3-5. Значение этого метатега в Яндексе если и есть, то очень минимально, и при продвижении количество ключевых фраз в нем вам вряд ли поможет, но может стать дополнительным сигналом о наличии на сайте поискового спама.
Спам в навигации
Приведу пример:
Не нужно возле названия каждого праздника повторять в меню слово «подарки». Для пользователей вполне достаточно, что категория называется «Подарки к праздникам». Страница от таких повторений лучше ранжироваться не будет, а вот фильтр вы получить можете.
Шаблонная часть сайта
Нередкая ситуация, когда в названия служебных блоков сайта стараются включить продвигаемые запросы. Например, на сайте по доставке цветов могут быть блоки:
- «Новости о доставке цветов»;
- «Статьи о доставке цветов»;
- «Отзывы о доставке цветов в Москве»;
- «Доставка цветов. Популярные букеты».
Пользователь в курсе, что он на сайте доставки цветов, и такие заголовки могут расцениваться как спам. Вполне достаточно «Новости», «Статьи», «Отзывы», «Популярные букеты».
Еще одна частая ошибка – это спамное размещение ключевых слов в шапке сайта. Если вы хотите использовать ключевое слово в шапке сайта, то следите за тем, чтобы оно туда логично и красиво вписывалось. Слоган – это отлично, но это должен быть удачный слоган, работающий на увеличение конверсии и лояльности посетителей, а не косолапо спрятанные ключевые запросы.
Спам в заголовках
Вес ключевой фразы увеличивается, если она попадает в заголовки?!
Ну что ж, давайте этим воспользуемся и сделаем пять заголовков <h2> и десять <h3>. Не помогло? Давайте увеличим количество. Понятно, что так делать не нужно, и это – дорога под фильтр.
Насколько важны для продвижения подзаголовки и как их сейчас учитывают поисковые алгоритмы — вопрос спорный. Логично предположить, что после того, как оптимизаторы начали накручивать этот фактор, его значение уменьшилось. Однозначно можно сказать только, что заголовок <h1> необходим, и он продолжает эффективно влиять на выдачу.
В тех случаях, когда сайт уже попал под фильтр за переоптимизацию, мы часто советуем вообще убрать или значительно сократить количество всех заголовков, кроме <h1>.
Повтор вхождения ключа в мета-тегах, <h1> и url страницы
Во многих cms системах по умолчанию заголовок страницы дублируется в адресе и title. И если вы назовете страницы «Купить классическую рубашку», что уже само по себе неверно (слово «купить» в заголовке – явный спам), то получите:
— <title>Купить классическую рубашку</title>;
— <h1>Купить классическую рубашку <h1>;
— url: /kupit-klassicheskuju-rubashku.html.
Такое совпадение может расцениваться как поисковый спам, и его желательно избегать.
Спам в коде
Иногда приходится встречаться с такой логикой рассуждения «оптимизаторов». Заголовок усиливает вес ключевого слова, его также усиливает выделения жирным и курсивом. Плюсом считается ссылка на страницу с ключевым словом внутри. А давай-ка я сделаю:
<h1>
<a href=”ссылка на ту же страницу”>
<strong>
<em>
<i>
<b>Рубашки классические</b>
</i>
</em>
</strong>
</a>
</h1>
И какой поисковик сможет устоять против такой вот SEO-бомбы ?! 😉
Нужны комментарии? Тег <h1> не должен быть ссылкой, тем более на ту же страницу. Выделения жирным и курсивом правильно указать в стилях и незачем повторять по два раза.
Правильный заголовок будет выглядеть так:
<h1 class=”pagetitle”> Рубашки классические</h1>
Еще один распространенный вид поискового спама – включение нерелевантных описаний картинок, атрибут «alt». Описание должны соответствовать картинке, а не быть перечнем ключевых запросов.
Возьмем те же классические рубашки:
«Купить классическую рубашку в Москве» – поисковый спам.
Правильное описание к изображению будет «Классическая рубашка + номер товара или 1-2 основных характеристики».
Спам в логике наполнения сайта
Для развития сайта важно, чтобы пользователи приходили не только по основным высокочастотным запросам. Большое значение, особенно при продвижении молодых сайтов, имеют переходы по низкочастотным ключевым фразам. Все верно, но часто оптимизаторы забывают о пользователях и работают исключительно на поисковые системы. В итоге сайты начинают наполняться раздутыми разделами «Наши статьи», «Новости» и т.п. У сайта с десятью основными коммерческими страницами появляется раздел с парой сотен информационных статей, качество которых часто очень сомнительно.
Магазин цветов, например, может создать страницы под каждый район города «доставка цветов + название района». Потом создать статьи по доставке каждого вида цветов «вид цветов + доставка в Москве». И так пройтись по всем низкочастотным запросам.
Понятно, что доставка роз или гладиолусов ничем принципиально не отличается, и, по сути, все эти статьи не нужны посетителям, а соответственно являются поисковым спамом.
В заключение хочу дать несколько советов.
Не ориентируйтесь на наличие сайтов с поисковым спамом в выдаче
Часто приходится слышать, что в ТОПе находятся сайты с гораздо большим числом поискового спама, но под фильтр они не попали. Да, находятся, легче ли вам от этого? Возможно, это следствие хороших поведенческих факторов или авторитета ресурсов, а может до них еще не дошла очередь. Ваш сайт под фильтром! И вместо бесполезной полемики и сетований на несправедливость Яндекса, лучше заняться чисткой своего сайта.
Комплексное устранение спама
Если сайт попал под фильтр, не следует рассчитывать, что устранив только один признак, который, возможно, и стал причиной наложения фильтра, с вас снимут санкции.
Сайт уже находится на заметке и, чтобы исправить ситуацию, нужен комплексный подход, полная чистка сайта от поискового спама. Устраняя проблемы точечно, вы можете затянуть снятие санкций на многие месяцы.
Еще по теме:
- Фильтр аффилирования: как определить и что делать
- Почему скачут позиции сайта в Яндексе и Google?
- Аудит сайта на поисковый спам. Чистим сайт от переоптимизации
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
SEObeginner
-
Семен
-
Gendolf
-
Максим
-
guz
-
Александр
-
guz
-
Фёдор
-
Фёдор
-
Александр
-
guz
-
-
-
Александр
-
-
-
Фёдор
-
Сергей
-
олег
-
Павел
-
Алексей
-
Александр Явтушенко
-
-
Олег
-
Александр Явтушенко
-
Олег
-
-
-
Олег
-
Александр Явтушенко
-
Олег
-
-
-
Олег
-
Александр Явтушенко
-
-
Олег
-
Иван
-
Александр Явтушенко
-
-
Юрий
-
Александр Явтушенко
-
Юрий
-
аскар
-
Юрий
-
-
-