- (Обновлено: ) Евгений Аралов
- Сбор семантического ядра
- Расширение структуры за счёт конкурентов
- Поиск страниц, потерявших трафик
- Проработка запросов из Яндекс.Вебмастера
- Небольшой кейс
Представьте ситуацию: у вас есть сайт, вы его продвигаете, трафик уверенно растёт, а потом график посетителей из поисковых систем выходит на плато и стагнирует. Знакомо?
Рисунок 1
К нам довольно часто обращаются с вопросом: «Как вновь заставить трафик расти, где найти новые направления?». Бывает, что сайт действительно хорошо развит и сдвинуть трафик — нетривиальная задача, но чаще решение лежит на поверхности.
В этой статье я покажу несколько простых методов, которые помогут найти возможности для привлечения новых пользователей на сайт и (в некоторых случаях) значительно увеличить посещаемость.
Сбор семантического ядра
Казалось бы, банальная вещь — семантическое ядро. Однако очень часто встречаю проекты, которые продвигаются без ключевых слов. Вся оптимизация делается вслепую, по внутренним ощущениям. В некоторых случаях такой подход приносит какой-то результат, но трафик очень быстро начинает стагнировать.
Без хорошей семантики вы упираетесь в следующие ограничения:
Ограниченная структура — без ключевых слов очень сложно построить правильную структуру сайта. Семантика отражает спрос, а он не всегда соответствует нашим представлениям о нём.
Вы не знаете, где находитесь — позиции и частота запросов хорошо отображают видимость сайта и потенциал роста. Можно сказать, что отсутствие семантики — отсутствие карты местности. Без ключевых слов вы не знаете, где находитесь и куда дальше двигаться.
Таким образом, если у вас нет семантического ядра, я настоятельно рекомендую его собрать. Как это сделать, можно узнать из нашего вебинара «Как создать эффективное семантическое ядро».
Однако, чтобы найти точки роста, недостаточно просто собрать ключевые слова. Нужно также определить видимость по каждой группе запросов. В своей работе мы используем следующие метрики:
1. Абсолютное значение запросов в ТОП-10 / ТОП-5 (условное обозначение — TOП10).
2. Относительное значение запросов в ТОП-10 / ТОП-5 (%ТОП10).
3. Абсолютное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП-5 (WS-ТОП10).
4. Относительное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП-5 (WS%-ТОП10).
5. Потенциальный трафик, рассчитанный по CTR. Можно рассчитать для каждой позиции или взять средний показатель CTR в ТОП-10. Узнать распределение CTR можно тут.
Эти метрики сразу покажут нам потенциал роста по выбранным группам: категориям, подкатегориям, услугам и т. д.
Рисунок 2. Пример использования метрики
На этом примере мы видим, что у сайта довольно слабая видимость по всем основным категориям, но если вывести все запросы в ТОП-10, потенциальный трафик составит около 16 тыс. в месяц.
С подробной инструкцией о том, как сформировать отчёт видимости без привлечения программистов, вы можете ознакомиться в моей статье «Power BI для SEO — как удобно контролировать видимость сайта».
Вот таким образом семантика поможет вам обнаружить нужные направления и расставить правильные приоритеты по наращиванию трафика.
Расширение структуры за счёт конкурентов
Отличный вариант поиска новых точек входа – конкуренты. Чтобы получить информацию для анализа, достаточно спарсить сайт конкурентов и сравнить структуру со своей.
Способ 1 — парсинг
— Парсим сайт конкурента с помощью программы Screaming Frog или её аналогов.
— Выгружаем всё в формат .csv или .xlsx и открываем в Excel.
— Выделяем разделы по URL, разделив его на части, подробнее в статье «Excel для SEO».
— Формируем сводную таблицу → Профит.
Рисунок 3
Таким образом, мы получили визуальное отображение дерева структуры конкурента. Теперь достаточно только выделить категории, с помощью которых можно расширить свою структуру.
Способ 2 — serpstat.com
В сервисе Serpstat есть возможность построить дерево структуры сайта и сразу получить семантику под каждый URL. Последовательность действий:
— Заходим на serpstat.com и вводим нужный домен.
— Переходим в «Анализ доменов» → «Дерево сайта».
Рисунок 4
— Выгружаем полученные данные.
— Формируем сводную таблицу аналогично тому, как мы делали в способе 1.
— Профит.
Каких конкурентов выбирать
Рекомендую анализировать конкурентов, которые имеют наибольшую видимость по вашей семантике. Чтобы их найти, нужно спарсить ТОПы по всем отслеживаемым запросам. В этом нам поможет Key Collector:
— Открываем Key Collector и создаём новый проект.
— В навигационной ленте выбираем «Добавить фразы», в открывшемся окне вставляем ключевые слова.
Рисунок 5
— Выбираем «SERP» → «Получить данные для ПС Яндекс».
Рисунок 6
— После того, как программа соберёт данные, выгружаем отчёт через «SERP» → «Экспортировать данные о поисковой выдаче».
Мы получили ТОПы по всем запросам. Теперь нужно посчитать, какие домены чаще встречаются – именно их мы будем считать конкурентами.
— Выделяем домен из URL. Для этого рядом с URL пропишем специальную формулу:
ЕСЛИ(ЕОШИБКА(НАЙТИ(«//www.»; G3));ПСТР(G3;НАЙТИ(«:»;G3;4)+ 3;НАЙТИ(«/»;G3;9)-НАЙТИ(«:»; G3;4)-3);ПСТР(G3;НАЙТИ(«:»;G3; 4)+7;НАЙТИ(«/»;G3;9)-НАЙТИ(«:» ;G3;4)-7))
Рисунок 7
— Копируем полученные домены в соседнюю вкладку и удаляем дубли, копируем обратно.
— Подсчитываем количество доменов. Для этого напротив очищенных от дублей доменов прописываем следующую формулу:
СЧЁТЕСЛИ($3:$52;K3)
Рисунок 8
Домены с наибольшей частотой и есть наши конкуренты.
Поиск страниц, потерявших трафик
C течением жизни проекта некоторые страницы могут терять трафик: одна страница медленно теряет трафик, а ряд других компенсируют падение. Если не отслеживать изменения трафика по разделам, их очень легко не заметить, особенно если это крупный проект.
В связи с этим поиск страниц, которые потеряли трафик — отличный способ найти новые-старые точки привлечения посетителей.
Найти такие страницы можно через Яндекс.Метрику:
— В Яндекс.Метрике открываем отчёт «Содержание» → «Страницы входа».
— Выбираем диапазон «Месяц».
— Яндекс и Google лучше анализировать отдельно, поэтому сегментируем по поисковым системам.
Рисунок 9
— Формируем линейный список.
Рисунок 10
— Выгружаем полученный отчёт.
— Формируем такой же отчёт, только с диапазоном полгода (год) минус месяц из предыдущего шага.
— Фильтруем отчёт по количеству визитов – нам нужны страницы, которые приносили не менее 50 визитов за год.
Рисунок 11
— Сравниваем два полученных списка. Перед сравнением следует нормализовать все URL: удалить http://, https://, хеши, UTM-метки и т. д.
Сравнить URL проще всего через сервис Спискин.ру.
Рисунок 12
Теперь нужно проанализировать полученные URL.
Возможные причины потери трафика:
— Страницы не в индексе. На это может быть ряд причин: страница закрыта от индексации или настроен rel=»canonical» на другую, страница удалена и отдаёт 404 ошибку сервера, страница низкого качества. О выявлении и решении последней проблемы рекомендую прочитать в статье «Страницы низкого качества или как понять, что твой сайт “не очень”»
— Текстовые фильтры типа «Баден-Баден». Подробнее о возможных причинах низких позиций можно узнать в статьях: «Упали позиции в Яндексе? Как определить причину и вернуть сайт в ТОП», «Как победить Баден-Баден: ответы на часто задаваемые вопросы».
— Падение спроса. Чтобы узнать динамику спроса, нужно проверить основные запросы в сервисе Яндекс.Вордстат → «История запросов».
Рисунок 13
Проработка запросов из Яндекс.Вебмастера
Предыдущие способы позволяют получить прирост трафика достаточно быстро. В этом пункте мы рассмотрим более «медленные» способы получения дополнительных посетителей.
Повышение позиций
В Яндекс.Вебмастере есть отчёт по популярным запросам: «Поисковые запросы» → «История запросов» → «Популярные запросы». Здесь нас интересуют запросы, которые имеют большое количество показов, малое количество кликов и позиции которых ниже ТОП-5.
Рисунок 14
Получив такие запросы, нужно проводить мероприятия по повышению их позиций: расширить Title, добавить вхождения в тексты и т. д.
Оптимизация сниппетов запросов из ТОП-5
В этом же отчёте смотрим на запросы, которые находятся в пределах ТОП-5, но имеют низкий CTR (ссылка на распределение CTR – выше). Прорабатываем сниппеты.
У нас написано две отличные статьи по улучшению сниппетов:
«Как улучшить сниппет в Яндексе и повысить CTR сайта»
«Как выделить сниппет в поисковой выдаче Google?»
Небольшой кейс
К нам обратился клиент с тем, что у него в сезон перестал расти трафик из поисковых систем.
Рисунок 15
В этом примере мы проработали семантическое ядро, что позволило сразу увидеть точки роста. На основании этого были созданы и оптимизированы новые категории. В первый же сезон трафик начал расти.
Второй скачок был связан с добавлением в Title маркировки изделий латинскими буквами (до этого маркировка была кириллицей). Кроме того, мы работали над сниппетами и внутренней оптимизацией.
Как видно, нет ничего сложного. Если трафик стагнирует, вполне возможно найти точки роста. Всем успехов и много целевого трафика.
Не растет посещаемость сайта?
Найдём причины и разработаем инструкции по повышению трафика
Еще по теме:
- Жизненный цикл проекта в SEO
- Нестандартные методы SEO-продвижения. 7 креативных приёмов, о которых вы могли не знать
- 10 ошибок оптимизации интернет-магазина: чем грозят и как устранить
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
seoonly.ru