- (Обновлено: ) Владимир Столбов
Структура сайта – это важный фактор, который влияет и на продвижение, и на конверсию. Только при наличии понятной и удобной структуры поисковый робот быстро и корректно проиндексирует сайт, а пользователи найдут то, что им необходимо.
Рассмотрим советы и правила, по которым следует проектировать структуру.
Как оценить спрос
1. Распределите свой товар или коммерческие предложения по логическим группам. При этом важно, чтобы распределение было интуитивно понятным. Например: большая группа товаров «Чайники», в ней могут быть группы поменьше: «Металлические чайники», «Пластиковые чайники». Даже не зная структуру сайта, мы по названию видим, где родительская группа, а где дочерние группы, которые относятся к ней.
Если вы не уверены в правильности распределения, используйте простой, но эффективный метод. Выпишите все категории своих товаров на отдельные листики и попросите своих друзей, родственников и знакомых сгруппировать их так, как они считают правильным, также попросите их ответить на вопрос, понятно ли по названию, какой товар находится в каждой группе.
Ответа примерно 15-20 человек достаточно, чтобы понять группировку минимум 80% товарных предложений. Оставшиеся спорные товары сгруппируйте так, как считаете нужным, а в дальнейшем (после запуска сайта) с помощью аналитики и проведения экспериментов вы сможете и для них выбрать оптимальную группировку.
2. Проанализируйте сайты конкурентов, оцените, как распределен товар у них. При этом обращайте внимание не только на группировку, но и на название разделов. Очень важно, чтобы каждая группа товаров называлась понятно.
Оценивая конкурентов, не стремитесь полностью скопировать их структуру, помните, что у любого сайта есть не только преимущества, но и недостатки. Поэтому критично относитесь к структуре конкурентов, особенно если:
— каталог раздроблен на большое количество подразделов, в каждом из которых мало товаров (3-5);
— наоборот – каталог поделен на несколько больших категорий без дальнейшего деления на подкатегории.
Не знаете, кто ваши конкуренты? Придумайте или найдите в wordstat.yandex.ru около 5 запросов, наиболее полно определяющих тематику вашего сайта, и посмотрите, кто в выдаче поисковой системы по вашему региону находится в ТОПе по всем или большинству этих запросов.
Например, для сайта, торгующего компьютерной техникой, это могут быть запросы: «купить ноутбук», «купить игровой компьютер», «компьютерный интернет магазин», «интернет магазин компьютерной техники» и т.д.
Чтобы максимально точно выявить все плюсы и минусы структуры конкурентов, в процессе анализа ставьте перед собой конкретную цель, например, «Найти все ноутбуки с диагональю 17 дюймов», «Подобрать ноутбук Acer» и т. д. Если же вы ставите перед собой абстрактные задачи, вы можете пропустить важные особенности в структуре каталогов и разделов.
3. Проанализируйте каждую категорию товаров с помощью wordstat.yandex.ru. Оцените, есть ли спрос на указанные вами группы товара.
Например, игровые ноутбуки:
Вероятно, в процессе работы с wordstat.yandex.ru вы обратите внимание, что пользователи могут по-другому называть ту или иную группу товаров (обращайте внимание на раздел «Запросы, похожие на…»).
Используйте эти термины в дальнейшем при оптимизации. Например, на скриншоте мы видим, что еще игровой ноутбук часто называют «мощный ноутбук».
Иногда название, найденное в подсказках, точнее отражает суть, чем первоначально выбранное – это нормально, выбирайте более релевантное и понятное из них.
Начинайте проектировать структуру
Зная, как ищут ваше товарное предложение пользователи, начинайте выстраивать структуру будущего сайта.
Для наглядности её можно прорабатывать либо в таблице Excel, сделав для каждого типа страниц отдельную колонку, либо с помощью блок-схемы:
(в данном случае показана часть блок-схемы сайта, предлагающего услуги установки пластиковых окон). Разница между планированием сайта с услугами и интернет-магазина невелика, за исключением того, что у магазина, скорее всего, будет больше разделов
1. Начинайте с главной страницы – это рекламная витрина сайта, она должна характеризовать его максимально точно и лаконично, а общая характеристика отражаться в title, description, заголовках страницы и её текстах. Описание вашего сайта и бизнеса может быть разным, более или менее длинным, но вы должны обязательно уметь выразить суть всего одной фразой:
Правильно: «магазин часов», «магазин телефонов», «магазин газонокосилок»
Неправильно: магазин, занимающийся продажей всевозможных гаджетов для квартир домов, дачных участков.
Помните: пользователи не читают много, лаконичность – ваш друг.
2. Затем определите, какие категории товаров или услуг будут у вас на сайте. Не дробите категории больше, чем это необходимо. Например, для магазина компьютерной техники достаточно разделить товары по видам: «ноутбуки», «роутеры», «персональные компьютеры» и т. д.
Неправильно делать категории, разделяя товары по техническим особенностям.
Например: «ноутбук 17 дюймов», «ноутбук 15 дюймов», «роутер с одной антенной», «роутер с двумя антеннами». Если вы будете так разделять товар на категории, у вас получится очень большой каталог, в котором сложно разобраться.
Исключение: если у вас узкая специализация, например, вы продаете только роутеры определенного производителя, то можно делить каталог по техническим признакам. Разница в данном случае в том, что на узкотематический сайт пользователь попадает, четко выразив свое желание (например, написав в поисковой строке «купить роутер Asus»). На сайт, работающий с разными типами товара, пользователь может попасть по более общему запросу («купить роутер»), и мы не определим точно, что он ищет, он должен с первого взгляда сам выявить тот раздел, который ему нужен, а дальше уже просматривать товары непосредственно в нем.
3. Страницы подкатегорий делят каждое товарное направление. Сегментируя товары по подкатегориям, нужно соблюдать золотую середину. С одной стороны, вы должны сузить выбор пользователя, чтобы он не просматривал тот товар, который ему не нужен, с другой стороны, дробление товаров по 3-5 в каждую подкатегорию, также неудобно.
Поставьте себя на место пользователя – он должен зайти в одну подкатегорию, если это не совсем то, что ему нужно, – вернуться в категорийный раздел и снова перейти в другую подкатегорию. Это неудобно.
Лучший вариант – разделить товар по достаточно большим, логичным подкатегориям, а возможность дополнительного дробления предусмотреть с помощью фильтрации.
Какие параметры фильтра выбрать? Чтобы узнать, нужно опять-таки обратиться к:
— конкурентам
— wordstat.yandex.ru
Для каждого типа товара есть как минимум 3-4 параметра, которые наиболее важны для выбора. Например, для ноутбука это может быть «диагональ»:
— «процессор – тип и количество ядер»:
Посмотрев фильтр в каталоге ноутбуков любого сайта, мы видим, что данные параметры есть:
Кроме этого, присутствуют такие параметры, как объем жесткого диска, вес, программное обеспечение и многое другое.
Алгоритм выбора пунктов фильтрации следующий:
- проанализируйте конкурентов и определите параметры выбора товара, которые есть у них;
- самостоятельно подумайте, есть ли еще какие-то параметры, которые следует использовать;
- с помощью wordstat.yandex.ru определите, какие из параметров приоритетнее (чем более частотный запрос с данным параметром, тем он приоритетнее).
Приоритетные параметры должны располагаться в самом начале фильтра. Менее приоритетные могут быть «спрятаны» и появляться только по клику. Например:
Помните, что страницы фильтров удобны для пользователей, но они не могут попасть в индекс поисковых систем. Поэтому, чтобы высоко ранжироваться по запросам, содержащим параметры выбора (например, ноутбук 17 дюймов asus), следует создать статические страницы.
Их называют страницы-теги. Родительская категория или подкатегория вверху страницы, над фильтрами, должна содержать ссылки на подобные страницы. Анкор ссылки должен четко давать понять, по какому принципу сгруппирован товар на данной странице.
Пример:
Важно! Подобные страницы-теги необходимо создавать только под востребованные запросы с частотностью более нескольких десятков обращений пользователей в месяц и только если у вас для данной группы товаров достаточный ассортимент (более 3-5). Попытка создавать подобные страницы под любые запросы, особенно если у вас ограниченное количество товара, может быть воспринято как переспам.
Если у вас продаются брендовые товары, т.е. пользователь может искать не товарную категорию, а товары определенного производителя, следует сделать каталоги товаров по брендам. Страницы брендов могут быть сделаны не для всех товаров, а только для тех, которые действительно пользуются спросом (проверьте с помощью wordstat.yandex.ru, ищут ли пользователи по названию компании).
Родительской для страниц-брендов чаще всего бывает страница категории. Т.е. пользователь может перейти на подкатегорию нужной группы товаров либо выбрать все товары нужного производителя.
Конечной точкой «путешествия» пользователя становится, конечно, карточка товара. Часто можно встретить утверждение, что от главной страницы до страницы товара должно быть не больше трех кликов. Мы не считаем, что это жесткое требование, нарушать которое нельзя. Можно считать это средним показателем, не более того. Если какую-то из подкатегорий необходимо раздробить на отдельные субкатегории, не бойтесь это делать. Главное – четко понимать, нужно это разделение или можно обойтись без него.
Примеры такого разделения можно найти на очень крупных магазинах или агрегаторах.
Пример логически оправданной большой вложенности страниц с товарами:
Prom.ua/ → Потребительские товары/ → Техника и электроника/ → Компьютерная техника и ПО/ → Принтеры, сканеры, МФУ и комплектующие/ → Картриджи, фотобарабаны/
Еще раз отметим: увеличивать вложенность следует только при необходимости. Но если вы проанализировали ситуацию и приняли решение, что так будет лучше – смело действуйте.
Итак, процесс разработки структуры сайта выглядит следующим образом:
1. Распределите товары на логические группы.
2. Проанализируйте конкурентов.
3. Проанализируйте статистику запросов поисковой системы.
На основе имеющихся данных продумайте:
— основную структуру (главная страница, страница категорий, подкатегорий и страниц товаров);
— дополнительную структуру (страницы-теги, страницы компаний-производителей).
Продумайте параметры, по которым пользователи будут уточнять свой поиск непосредственно на вашем сайте, и реализуйте их с помощью фильтра.
После запуска сайта следует отслеживать поведение ваших пользователей, каким бы тщательным планированием структуры вы ни занимались, .
Обращайте внимание на:
- Использование посетителями внутреннего поиска по сайту. Вы сможете увидеть, какие запросы чаще всего вводят в строку поиска. Это может быть сигналом, что именно эти товары в каталоге найти сложно (подробнее про отчет «Поиск по сайту» читайте тут).
- Количество отказов на страницах категорий. Обращайте внимание на категории, которые имеют самый высокий показатель отказов. Ставьте себя на место пользователей и оценивайте, что именно пользователь хочет увидеть, зайдя на эту страницу.
- Для разделов, в структуре или названии которых вы не уверены, можно проводить эксперименты. Вносите корректировки и отслеживайте, как изменились показатели проведенного времени пользователей в этом разделе, как изменился показатель отказов и т. д.
Еще по теме:
- Ошибки первого экрана, или Миф о ленивых пользователях
- Стучите, клиент, и Вам откроют! Анализ способов on-line коммуникации на сайте
- 19 примеров интересных UX-решений на коммерческих сайтах, которые улучшают ПФ
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
Иван
-
Юлия
-
Степан
-
Сергей
-
Вадим