Часто владельцы сайтов говорят: «Если бы максимально точно могли понять, что хотят пользователи, – мы бы….» Дальше идут наполеоновские планы.
Для среднестатистического интернет-магазина, где есть внутренний поиск по сайту, можно с высокой точностью узнать желания 25-30% пользователей. Речь идет об отчете Google Analytics «Поиск по сайту». По большому счету – пользователь приходит к вам и в строке поиска прямым текстом заявляет: «Я хочу вот это (пишет название продукта либо товарной группы)». Но владельцы сайта его чаще всего не «слышат» – по нашему опыту, настроенный отчет Google Analytics для поиска по сайту встречается один раз на 10-15 сайтов, и это неправильно!
Поиск по сайту очень полезен для:
- крупных интернет-магазинов (условно можно обозначить крупный магазин – больше 300-500 товаров);
- различных сервисных центров, например, по ремонту чего-либо (если есть большой ассортимент моделей и товаров);
- прайс-агрегаторов (тут важность поиска даже не обсуждается);
- блогов (при большом объеме постов пользователю зачастую легче написать, что его интересует, нежели искать вручную).
Не нужен поиск по сайту небольшим ресурсам: визиткам, сайтам без каталога или с каталогом, состоящим из нескольких веток.
Если же ваш сайт достаточно сложный и вы внедрили внутренний поиск, необходимо отслеживать его эффективность.
Как настроить сбор статистики
Настроить сбор статистики по внутреннему поиску в Google Analytics очень просто:
1. Заходим в раздел «Администратор» -> «Настройки представления»:
2. Включаем отслеживание и указываем параметр запроса:
Как узнать параметр запроса?
Допустим, при поиске по сайту у вас такой URL:
Site.ru/search/?searchstring=мотор
Параметром запроса будет searchstring=.
После параметра и знака = всегда идет ваш запрос.
Пример:
Если вы включите отслеживание поиска, но не укажете параметр запроса или укажете его некорректно – аналитика не сможет собирать статистику. Тогда, как и в случае отключенного отслеживания поиска по сайту, в пункте «Поведение» -> «Поиск по сайту» -> «Использование» будет написано «Visits Without Site Search», т.е. посещения без поиска по сайту. И они будут равняться 100%:
Если же вы все настроили правильно, данный отчет (разумеется, по прошествии времени, чтобы появился нужный объем данных) будет выглядеть вот так:
Как видим в приведенном примере (на сайте, торгующем запчастями для электроники), 43.71% всех посетителей пользуются системой поиска по сайту, что объясняется большим ассортиментом моделей товаров и запчастей. Пользователю проще указать свою модель через поиск, чем искать её в большом каталоге.
В случае интернет-магазинов с более ли менее простой структурой показатели использования поиска меньше, но также достигают уже названных выше 25-30%.
Как проанализировать данные
Конечно, знания о количестве людей, которые используют поиск, сами по себе не дают нам преимуществ. Намного важнее, что у нас есть возможность узнать поисковые запросы, которые вводили эти пользователи. Для этого зайдите в «Поведение» -> «Поиск по сайту» ->»Поисковые запросы».
В этом отчете проанализируйте:
1. Запросы с высоким показателем отказов, т.е. посетитель воспользовался поиском, но не перешел ни на одну страницу, найденную в результате:
Как видим в приведенном примере, по многим запросам показатель отказов равен 100%, что очень плохо.
Высокий показатель выхода свидетельствует, что:
— у вас отсутствует на сайте предложение по данному запросу либо
— поиск работает некорректно и не показывает пользователю, что ему нужно:
Как видим, запрос «mp-09q53su» был использован за месяц 10 раз, а значит, за последний месяц было потеряно 10 клиентов из-за отсутствия товара. Потратив всего несколько минут, мы обнаружили серьезный повод «подсуетиться» и наладить работу склада или расширить ассортимент, если товаров по запросу нет в принципе.
Если же вы уверены, что по запросу у вас точно есть нужный товар, но в статистике высокий процент отказа – попробуйте воспользоваться поиском самостоятельно и оцените качество полученного ответа.
Зайдите на свой сайт и введите этот запрос. Проанализируйте качество ответа. Если товар, который отвечает запросу, не на первом месте, – вы нашли причину большого количества отказов. Ситуацию нужно исправлять, обратившись к разработчикам поиска по сайту.
Обратите внимание, что пользователи, четко знающие модель товара, – это высоко мотивированные люди, они, скорее всего, уже готовы сделать покупку. Предоставив им нужный товар, мы получаем почти гарантированную транзакцию. Важно только дать им то, что нужно.
Причиной плохой работы поиска чаще всего является несоответствие названия товара запросу (тот же принцип, что и в глобальном поиске).
Например, пользователи пишут в строке поиска «стеклянная кастрюля», а у подходящих товаров в названии нет слова «стеклянная». Естественно, товары могут быть не найдены.
Чтобы исправить это, добавьте слово «стеклянная» в title и описание соответствующего товара (принцип работы не отличается от оптимизации под запросы для внешнего поиска).
Хотя очень часто поиск бывает просто «глючный». Пример:
Если ваш поиск самописный – следует обратиться к программисту для отладки работы данного скрипта.
Если у вас стоит поиск по сайту от Яндекса или Google, следует более детально разобраться в его настройках (например, для Яндекса вы можете посмотреть рекомендации вот тут).
2. Наличие общих запросов (описывающих товарную группу или сегмент, а не конкретную модель или артикул товара).
Пример:
— «Lenovo», «Xperia», «Samsung»:
Наличие таких запросов наталкивает нас на мысль, что пользователи ищут товары и запчасти конкретного бренда.
В данной ситуации, возможно, стоит сделать отдельные страницы по брендам. Это будет удобно посетителям, а также позволит ранжироваться в глобальном поиске по брендовым запросам.
Разумеется, это лишь пример. Не следует плодить страницы под любой самый низкочастотный запрос. Но если какой-то тип запросов, как в данном случае брендовые, постоянно применяется многими посетителями, нужно действовать.
Если же у вас есть тот или иной раздел, но его постоянно ищут через поиск, это свидетельствует о плохой навигации.
Подумайте, насколько удобно структурировано ваше меню. Возможно, его стоит пересмотреть, сделать акцент на группах, для которых применяется поиск.
Внеся изменения в навигацию, проанализируйте, как изменилось использование внутреннего поиска. Если посетители реже пишут название раздела в поиске и пользуются пунктом меню – вы все сделали верно.
Таким образом, с помощью отчета «Поиск по сайту» можно:
- оценивать удобство навигации, находить слабовидимые категории или разделы;
- оценивать пользовательский спрос и определять, как именно стоит расширять ассортимент;
- улучшать работу поискового алгоритма, чтобы максимально удовлетворить запросы целевой аудитории, готовой совершить покупку.
Разумеется, сама строка поиска должна быть хорошо видна и доступна. Например, размещайте ее в шапке сайта и делайте хорошо заметной!
Еще по теме:
- Асессорская инструкция Google: оценка качества поиска (Часть 2)
- Обзор SEO-новостей за 2019 год: как менялась выдача Яндекса и Google
- Новые инструменты в Яндекс. Вебмастере и способы их использования для оптимизации сайта
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.