Инструмент Disavow для псевдоудаления спамных обратных ссылок несколько лет используется оптимизаторами во всём мире.
С его помощью можно быстро избавиться от ручных санкций за неестественные ссылки или вводить в заблуждение конкурентов, например, наращивая спамные обратные ссылки и сразу отклоняя их.
Раньше на своём опыте мы не раз убеждались в эффективности инструмента – вылечили не один сайт от ручных мер за ссылки.
Но недавно в SEO-среде появились слухи, что Disavow tool не работает для отклонения ссылок. В рунете об этом заявил Игорь Шулежко на своём YouTube-канале. А Мэттью Вудвард в своём блоге сообщил, что на самом деле Google создал инструмент, при помощи которого миллионы вебмастеров смогут обучить спам-алгоритм Google.
Так это или нет? У нас появилась возможность проверить работоспособность инструмента на живом клиентском проекте.
Сайт под ручными мерами за ссылки
В ноябре 2018 года в работу поступил сайт с ручными санкциями за искусственные ссылки.
Тематика: Сайт наркологической клиники.
Основное направление – лечение наркомании и алкоголизма в Киеве.
Перед нами обычный сайт услуг, который занимает ТОП-10 по значительной доле запросов.
Цель – ТОП-3 и увеличение поискового трафика, но первоочерёдной задачей было снятие ручных мер за неестественные ссылки. В Google Search Console во вкладке «Меры, принятые вручную» сообщение звучало так: «Искусственные ссылки на ваш сайт – действует на некоторые страницы».
На тот момент сайт был под санкциями уже 4 месяца.
Список работ
Когда мы получили сайт в работу, его ссылочный профиль состоял из 60 доменов и 210 обратных ссылок. На начальном этапе мы провели ссылочный аудит, чтобы оценить качество ссылок. Для сбора всех ссылок мы использовали отчёты «Внешние ссылки» из Google Search Console и Яндекс.Вебмастера, а также данные из Ahrefs.
При оценке качества профиля мы смотрели на тематичность площадки, место расположения нашей ссылки на странице и на внутренние метрики сервиса Ahrefs (параметры Domain Rating, URL Rating, Ahrefs Rank).
- Domain Rating — показатель качества ссылочной массы от 0 до 100.
- URL Rating — показатель качества ссылающейся страницы от 0 до 100.
- Ahrefs Rank (метрика сервиса ahrefs.com) — позиция сайта в рейтинге самого Ahrefs. Особенность рейтинга в том, что чем ближе показатель к 0, тем лучше.
Ссылочный профиль состоял из:
- Статейных ссылок.
- Ссылок из форумов и справочников.
- Ссылок из бесплатных сервисов проверки качества сайта.
- Скрытые от пользователей ссылки на нетематических площадках.
Первая попытка
На основе ссылочного аудита мы сформировали список некачественных ссылок, которые отправили на отклонение через инструмент Disavow links tool. Этот список на отклонение состоял всего из 18 доменов, которые вызывали наибольшее подозрение. Упор мы делали на ссылки, которые видит Google – ссылки из одноимённого отчёта в GSC.
Это часто были сайты узкой тематики, которые никак не касались лечения зависимостей. И ссылка на наш проект размещалась скриптом и была вне видимой части страницы. Пример такой ссылки:
Как выяснилось позже, проблема была не в них.
Отклоняли подоменно, то есть использовали синтаксис «domain:название домена» в txt файле.
Первый запрос на пересмотр был отправлен 3 ноября 2018 года.
Вторая попытка
Не дождавшись ответа от Google, через две недели после первого запроса на пересмотр, мы отправили второй. Количество отклоняемых через Disavow tool ссылок не отличалось.
Среди оптимизаторов бытует мнение, что отправлять повторные запросы на пересмотр стоит после того, как будет получено ответное письмо от Google.
Но за всё время работы мы отправляли заявку на пересмотр 9 раз, а первое из двух писем мы получили только 12 февраля.
Третья и четвёртая попытки
По количеству отклоняемых ссылок они не отличались – мы просто отправляли запросы с интервалом в две недели, надеясь получить какую-то реакцию от Google.
Пятая попытка
Безуспешность предыдущих действий заставила нас пересмотреть отклоняемые ссылки и способ формирования файла.
Теперь мы составляли список именно подозрительных URL, а не отклоняли подоменно, как раньше. Этот список дополнился низкокачественными dofollow-ссылками с прямыми анкорами. К таким ссылкам мы отнесли бэклинки с показателями: DR ниже 20, UR ниже 15, AR более 1,000,000.
13 декабря мы обновили файл в Disavow tool (теперь он состоял из 58 URL) и отправили запрос на пересмотр.
Мы рассматривали вариант отклонить все обратные ссылки сразу, но поскольку сайт занимал ТОП-10 по 280 запросам в украинском Google, сделать это мы всё-таки не решались. Также особенностью санкций было то, что они влияли только на некоторые страницы, а не на весь сайт. Обычно, после отправки запроса на пересмотр, Google отвечает, почему он не будет снимать санкции, и какие ссылки всё ещё ссылаются на сайт.
Поэтому мы очень ждали письма от Google, чтобы выяснить, какие ссылки он считает подозрительными, и понять, по отношению к каким страницам действуют санкции.
Шестая попытка
В начале 2019 года мы решили сменить стратегию: параллельно с отправкой запросов пытаться снимать ссылки физически.
В нашей ссылочной массе была значительная доля статейных ссылок с прямым анкором. Пример анкора ссылки:
Хотя такие ссылки и вызывали подозрения, но шли они из доменов с хорошими показателями качества. Например, у большинства таких доменов показатель Domain Rating был от 30. Осложняло задачу то, что мы не знали, с каких страниц снимать ссылки. Начали мы с самых низкокачественных.
Удалить ссылки физически можно было только двумя способами:
- использовать функционал ссылочных бирж, через которые они размещались;
- обратиться напрямую к вебмастерам с просьбой удалить ссылку.
Снять ссылку через биржи удавалось не сразу: понадобилось время для того, чтобы клиент нашёл доступы ко всем биржам, с которыми работал.
Поэтому мы решили обратиться напрямую к вебмастерам. Писали преимущественно на электронные почты. Но не у всех сайтов контакты размещаются в одном и том же месте: у кого-то почта есть в футере, у других – в шапке, и у единиц сайтов есть отдельная страница с контактными данными.
Сократить время поиска адреса электронной почты помог инструмент https://hunter.io/search. Он быстро находит электронный адрес на сайте, независимо от места.
Пример работы:
- в поле Domain Search ввели адрес сайта;
- в результате получили email-адрес, который можем использовать для рассылки.
Первые письма с просьбой снять ссылку мы отправили 10 января.
Мы использовали и альтернативные способы связи: сообщения в Facebook, писали в мессенджеры, если находили номера телефонов, а также пытались связаться с доменными регистраторами, если не могли достучаться напрямую к сайту.
За месяц мы отправили вебмастерам 21 письмо с просьбой удалить ссылку на наш сайт.
На связь с нами вышли 7 вебмастеров и удалили только 3 ссылки. Остальные требовали отправить заявку на удаление через ссылочную биржу.
Седьмая и восьмая попытки
Мы постепенно пополняли файл отклонения новыми URL: теперь к ссылкам, отклоняемым на первом этапе и низкокачественным статейным, добавились все остальные статьи, содержащие ключ в анкоре. К ним относятся даже те, у кого показатель DR составлял более 40.
Первая реакция от Google
Первое письмо мы получили 12 февраля, где увидели примеры подозрительных ссылок.
Это были ссылки из статей с прямым ключевым запросом в анкоре. Мы сразу проверили, есть ли они в последнем файле Disavow tool, и да — они там были.
Девятая попытка
Полученные от Google примеры ссылок мы отправили клиенту. Он связался с вебмастерами через биржу и удалил их. Примечательно, что показатели качества DR и Ahrefs Rank у этих доноров высокие.
28 февраля 2019 мы отправили последний запрос на снятие санкций. К этому времени ссылки, указанные Google в письме, были физически удалены.
Результат
Google снял меры 7 марта – об этом он уведомил в письме в старой версии Google Search Console.
Проблема была в 15 доменах и ссылках с прямыми анкорами.
Ссылочный профиль значительно уменьшился: сократилось число доменов и ссылок.
Вывод
В итоге процесс снятия санкций занял у нас полных 4 месяца. И в этой борьбе привычный оптимизаторам инструмент Disavow tool — не товарищ. Популярность набирает мнение, что Google специально разработал инструмент, чтобы обучить алгоритм определить покупные ссылки.
Подтверждают это и неоднократные призывы представителей Google использовать инструмент редко и только когда вы уверены в коммерческой природе бэклинков. По ссылке один из последних комментариев Дж. Мюллера, в котором он призывает не добавлять в Disavow бэклинки, проставленные на сайт случайно, а использовать его только для неестественных. Всё это говорит о реальной бесполезности инструмента для вебмастеров.
Если хотите забыть о фильтрах поисковых систем, как о страшном сне, обращайтесь к нам!
Еще по теме:
- Кейс: как привлечь трафик на сайт регионального интернет-СМИ при минимальных затратах на продвижение
- Кейс: как мы существенно повысили трафик Google с помощью простой внутренней оптимизации
- Кейс: как мы быстро вывели сайт из-под фильтра Яндекса за накрутку ПФ
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
Stanislav Romanenko
-
Ольга