- (Обновлено: ) Ксения П.
- 8 минут
- Структура сайта и её влияние на SEO
- Этапы построения структуры сайта
- Распространённые ошибки и пути их решения
Вы когда-нибудь задумывались, как пользователь взаимодействует с вашим сайтом? Как он находит информацию, за которой пришёл? В одной из статей мы уже затрагивали проблему построения неправильной структуры сайта. Сегодня хотим рассказать о том, как сделать правильную структуру, какие ошибки при этом возникают и как их исправить.
Структура сайта и её влияние на SEO
Структура веб-сайта – это взаимосвязь отдельных элементов (страниц) сайта. Наиболее правильным вариантом для коммерческих сайтов, в особенности интернет-магазинов, является структура, выстроенная на иерархии документов (от большего к меньшему: раздел → категория → подкатегория → товар).
Поисковые системы неоднократно намекали на то, что структура сайта важна как для пользователей, так и для них самих.
Почему важна структура сайта?
– Важность для юзабилити:
Структура сайта влияет на пользовательский опыт (UX). Навигация и структура должны быть интуитивно понятными для пользователей. Чем проще будет юзеру добираться до желаемой цели, тем больше вероятности, что он что-то приобретёт на сайте.
– Важность для SEO:
1) ПФ (поведенческие факторы) – сейчас играют немаловажную роль в ранжировании. Время на сайте, глубина просмотра – те показатели, которые можно улучшить за счёт правильно продуманной структуры (НО! Мы не призываем вас прятать от пользователей нужные им страницы. Вероятнее всего, этот метод повысит показатель отказов, а не глубину просмотра).
2) Индексация страниц: чем сложнее и нелогичнее структура, тем выше вероятность того, что страницу не обойдёт поисковый робот.
3) Понимание сайта поисковыми системами: структурирование сайта даёт важную информацию о том, где найти наиболее ценный контент. Структура вашего сайта определяет, сможет ли поисковая система понять, о чём сайт, что на нём продаётся.
4) Продуманная структура предотвращает ошибки, влияющие на ранжирование (например, полные и смысловые дубли).
5) Отображение в поисковой выдачи: грамотное структурирование сайта обеспечит дополнительные ссылки с вашего сайта в выдаче.
Этапы построения структуры сайта
Разберём этапы разработки структуры сайта на примере интернет-магазина.
1. Мозговой штурм
Соберите всю информацию о товаре, который будет продаваться на сайте.
Например, если на сайте представлена посуда:
– Какая есть посуда: столовая, кухонная и т. д.
– Из какого материала сделана посуда: фарфор, металл, стекло.
– Есть ли посуда для HoReCa?
– Что ещё есть дополнительно: посуда для детей, кухонные аксессуары и принадлежности.
Получив полный список товара и распределив его по группам, уже на этом этапе вы не упустите важные категории и подкатегории.
2. Лидеры в нише
Второй этап – анализ лидеров ниши. Почему лидеров, а не прямых конкурентов? Зачастую у таких сайтов больше ассортиментная матрица, а значит и структура более детальная.
Особое внимание стоит уделить фильтрам, которые реализованы на сайтах-лидерах.
На этом этапе вы получите дополнительные страницы категорий/подкатегорий, другими словами, иную группировку товара на сайте, а также фильтры, которые сможете реализовать на сайте в дальнейшем.
3. Сбор семантического ядра и кластеризация
Наиболее важный этап в проработке структуры сайта – сбор семантики и кластеризация ключевых слов.
Задачи этапа:
– выявить упущенные категории/подкатегории;
– определить, какие страницы будут реализованы для пользователей, а какие для поискового продвижения;
– кластеризовать ключевые фразы для правильной оптимизации посадочных страниц.
1) Выявить упущенные категории/подкатегории:
Сбор семантического ядра позволяет получить чёткое видение того, что было забыто при мозговом штурме или не реализовано лидерами в тематике.
Благодаря предыдущим этапам у вас уже должны быть готовы маркерные запросы, по которым вы будете собирать облако запросов.
Вы можете сделать это как вручную, используя Яндекс.Вордстат, так и запустив KeyCollector.
Примечание от автора: удобный плагин для Google Chrome для работы с Яндекс.Вордстатом – Yandex Helper.
Подробнее о подходах к сбору семантики можно прочесть у нас в блоге.
2) Определить страницы для пользователей и поисковых систем.
После сбора семантики и частот ключевых запросов может возникнуть ситуация, когда для запланированных страниц (выделенных на первом или втором этапе) нет ключевых запросов. Например, у вас есть «квадратные тарелки» разных цветов.
Исходя из собранной семантики, видим, что для продвижения можно создать посадочные страницы для чёрных, белых и зелёных тарелок.
А что делать, если на сайте представлены ещё жёлтые, красные и коричневые? Ответ очевиден – создавать.
Есть два варианта реализации таких страниц:
– Оставляете всё, как есть, и эти страницы индексируются (несмотря на то, что они не принесут трафика из органики).
– Закрываете их от индексации (особенно актуально для больших сайтов для сохранения краулингового бюджета).
3) Кластеризовать ключевые запросы
Группировка ключевых фраз по ТОПу позволяет избежать проблем с неправильной оптимизацией посадочных страниц в дальнейшем.
Для кластеризации поисковых запросов можно использовать сервис Just-Magic (платный, но с дополнительными возможностями) или Coolakov (бесплатный).
Почему важна кластеризация:
- Не создаём страницы, которые будут конкурировать между собой в поисковой выдачи. Например, исходя из группировки, запросы «поддон для столовых приборов в ящик», «лоток для столовых приборов в ящик», «вкладыш в ящик для столовых приборов» можно продвигать на одной странице.
Логичнее было бы разделить их на разные посадочные страницы, но Яндексу, конечно же, виднее ?
И, наоборот: не создаём одну страницу для «мельхиоровых приборов» в ожидании, что она будет ранжироваться и приносить трафик по всем запросам с вхождением «мельхиор» – «мельхиоровые столовые приборы кольчугино», «столовые приборы из мельхиора ссср», «мельхиоровые столовые приборы цена» и т. д.
- Получаем посадочные страницы для фильтров и тегов.
После кластеризации инструментом и ручной добивки могут остаться такие группы, в которых будет по 1-2 запроса. При этом частота таких запросов будет минимальной. Не стоит недооценивать силу низкочастотных запросов. Для привлечения трафика из органики по таким запросам можно создать теги и дополнительные фильтры.
ВАЖНО: не стоит полагаться на кластеризатор на 100%. Если по какой-то причине он разделил запросы, например, «мельхиоровые столовые приборы» и «столовые приборы из мельхиора», нужно:
а) проанализировать поведение инструмента вручную (посмотреть документы из ТОП-10);
б) если видимых различий нет – не создавать две одинаковые по смыслу страницы.
После проделанного пласта работы у нас должна выйти таблица следующего вида:
4. Прорисовать структуру сайта и настроить навигацию
- Иерархическая связь между страницами
На предыдущих этапах уже должна выстроиться некая иерархия между элементами структуры сайта.
Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:
1) Иерархия должна быть логичной. Она должна быть интуитивно понятной для пользователей и для поисковых ботов. Каждая основная категория должна быть уникальной. Каждая подкатегория должна каким-то образом относиться к основной категории, в которой она находится.
2) Не переусердствуйте с количеством категорий, помните о правиле «7 ± 2».
3) Желательно (но не всегда возможно), чтобы в категориях было равное количество подкатегорий.
- Продумайте перелинковку
Чтобы избежать проблем с дублированием страниц и ускорить индексирование сайта, визуализируйте связь между элементами структуры.
Важно: убедитесь, что есть ссылки на все страницы вашего сайта, иначе поисковый робот их не найдёт и не проиндексирует.
- Продумайте структуру URL
Структура URL-адресов должна соответствовать иерархии сайта: от раздела до категории.
Дайте пользователям возможность вернуться в категорию более высокого уровня, удалив последнюю часть URL.
- Теги и фильтры
Если категории или подкатегории на сайте большие, весомые и объединяют в себе большое количество товарных карточек, для дробления можно использовать фильтры и/или теги.
Как мы уже говорили, для тегов можно использовать страницы, созданные под низкочастотные группы запросов. Аналогично и с выбором нескольких фильтров одновременно.
- HTML-Sitemap
Не будет лишним разместить ссылки на страницы разделов/категорий/подкатегорий в HTML-карте сайта. При этом визуально показать принадлежность каждого элемента сайта друг к другу. Это будет однозначным плюсом как для SEO, так и для пользователей.
Распространённые ошибки и пути их решения
Некоторые из них мы вскользь упомянули ранее. Теперь более детально рассмотрим ошибки, которые часто допускаются на сайтах, и то, как их можно исправить.
1. Дублирование страниц
Возникает из-за:
- стопроцентного полагания на кластеризатор («мельхиоровая посуда» и «посуда из мельхиора»);
- разных путей к странице.
Как решить:
- проанализировать трафик на страницы-дубликаты (чтобы определить страницу, которая выигрывает в ранжировании);
- настроить 301-редирект с худшей по трафику страницы на лучшую;
- после того как поисковик склеит страницы, заменить в структуре ссылки, на которых настраивали перенаправление, на актуальные.
2. Упущенные страницы подкатегорий
Возникает из-за:
- неполного семантического ядра (теряются дополнительные точки роста трафика).
Как решить:
- Собрать семантическое ядро, используя:
- Яндекс.Метрику;
- Я.Вебмастер и Google Search Console;
- Яндекс.Вордстат.
- Очистить от мусора и кластеризовать.
- Проанализировать релевантность ранжируемых страниц (сравнить ранжируемую страницу и ту, которая логически подходит под запрос; проверить интент запроса).
- Выделить страницы, которые нужно создать.
3. Ссылка на страницу находится только в Sitemap
Если страница доступна только через XML-Sitemap, можно предположить, что она создана только для поисковиков, а не для пользователей. Чаще всего проблема возникает из-за банальной невнимательности.
Как решить:
- сканируем сайт одним из парсеров (без учёта карты сайта);
- экспортируем страницы в индексе (сделать это можно в Яндекс.Вебмастере);
- выкачиваем XML-Sitemap;
- оставляем только страницы категорий (удаляем карточки товара, служебные и т. д.) и сравниваем три списка;
- исключаем страницы, которые есть в трёх списках;
- проводим анализ оставшихся;
- внедряем ссылки на страницы в структуру сайта.
4. Навигация через скрипты
Часто фильтры на сайтах реализуются через Ajax, JS или другие скрипты. В связи с тем, что нет физических ссылок, поисковые роботы не могут попасть на страницы и попросту не индексируют их.
Как решить:
- внедрить в фильтры HTML-ссылки вместо подгрузки страницы скриптом.
Пример правильной реализации:
5. Отсутствуют хлебные крошки
Ошибка не критическая, это больше рекомендация.
Хлебные крошки – дополнительная навигация по сайту. Удобны как для пользователя (видит иерархическую цепочку сайта и может вернуться на категорию выше), так и для поисковых роботов.
В завершение
Правильная структура сайта важна как для продвижения в поисковых системах, так и для пользователей. В особенности это касается коммерческих сайтов (например, интернет-магазинов). Ошибка, допущенная вначале, может снежным комом повлечь за собой много критических проблем. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, чтобы вам дали квалифицированные советы.
Еще по теме:
- Как должно выглядеть техническое задание на разработку сайта – пример
- 9 ошибок при разработке сайта, которые мешают продвижению
- Влияет ли домен на продвижение? Инструкции по выбору домена для сайтов
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
SEONLY.RU
-
Сослан Рамонов
-
Iuly Us
-
Сослан Рамонов
-
-
-
1informer.com